http://tarasovo.kithost.ru
Село Тарасово
Автор сайта: Владимир Лопатин
Флаг России
О селе Тарасово Плесецкого района Архангельской области

История села

Отчизна — это край, где пленница душа.   (Вольтер)
    Большой вклад в сохранение истории нашего села Тарасово внес мой отец - главный агроном, а позднее - секретарь парткома совхоза "Петровский" Лопатин Николай Иванович.   Он длительное время работал в архивах, собирал данные о нашем селе, о его людях. Дома в свободное время он обрабатывал собранную информацию.

   Результатом его работы было создание двух книг, написанных на старой печатной машинке и от руки.  Одна из книг, которая называется
"История нашего села", находится в библиотеке села Тарасово. Николай Иванович подарил ее, чтобы все люди знакомились с историей родного села.  В библиотеке находится второй экземпляр печати (под копирку). Первый экземпляр (не собранный воедино) отец незадолго перед смертью передал мне со словами: - если хочешь, можешь собрать книгу. Про людей, которые не интересуются историей родного края, он с укоризной говорил: "Иван, родства не помнящий...".

    Поэтому я решил создать сайт о  селе Тарасово, чтобы о нашем селе знали и помнили не только люди, живущие в нем в настоящее время, но и те, кто когда-то жил здесь, но уехал из села, и благодаря Интернету теперь могут вспомнить о своих детских трудных, но счастливых годах жизни в Тарасово, могут узнать о селе больше, вспомнить тех, кто когда-то жил в селе, но кого уже нет в живых.


    На страницах раздела "История села" Вы можете познакомиться с некоторыми выписками из этой книги.  Такие страницы раздела "История села", как: "Тарасовская ГЭС", "Радиоузел в Тарасово", "Маслозавод в Тарасово", "Фонтан в Тарасово" написаны полностью автором сайта.
Лопатин Николай иванович
Далее из воспоминаний Лопатина Ивана Васильевича - моего деда.
Годы его жизни 1893 - 1979.  Проживал он в деревне Кашина.
Лопатин Иван Васильевич
Лопатин Иван Васильевич
Праздники России
   В истории края, что была изложена в нашем церковном архиве, говорилось, что сюда приехало 17 мужчин и 17 женщин с юга и они являются начинателями заселения нашего края.
    По церковным же преданиям активно осваивали наш край и монахи. Так их
первая обитель была у Чесозера. Здесь ими была отвоевана площадь у леса. Несколько позже они облюбовали Понизовский нос, который находился в более удобном месте.
    Состав почвы здесь был более богатый, более лучшим был и водный режим почв, рядом рыбная река. Здесь они расчистили площадь от леса, построили жилье, следы о существовании которого подтверждаются показаниями стариков и прослеживаются по наличию остатков камней - по всей вероятности от печей.
    Впоследствии они нашли еще более лучший участок у рыбного озера
Кодлозера, где длительное время располагался монастырь.
    Но жителями села негласно постоянно оспаривалась официальная история села и шли из поколения в поколение предания, что здесь жили люди еще до того, как приехали поселенцы с юга. Народные предания подтверждали, что и переселенцы с юга не просто переселялись сюда, а сбежали с прежних своих земель из-за притеснений.
    По дошедшим до нас преданиям, в наших краях вело разбой
татарское войско, которое дошло до деревни, что была перед с.Церковное. Здесь у них обнаружилась массовая болезнь, когда человек не видит вечером (куриная слепота, как говорилось в народе). Посчитав эту болезнь божьей карой, отряд захватчиков дальше не пошел. А эту возвышенность, где располагалась деревня, и сейчас называют "святой горой", "золотухой".

        В
Тарасове вверх по реке Пукса от д.Подволочье было кладбище по преданиям называемое татарским. Татарским называли и кладбище в д.Монастырь - у озера, где сейчас сделаны у жителей картофелехранилища.  Но татарами могли называть местные жители и другие народности, говорящие на незнакомом им языке.

Сопоставляя предания с историческими фактами, можно прийти к выводу: если это было в 17 веке, то могли быть или шведы, вторгшиеся в Заонежье в 1611 году, или это разношерстное войско литовцев, поляков и русских изменников во главе с Нарышкольцем и Сидоркой, после поражения под Москвой в 1612 году, перешедшие под власть шведского полководца в 1613 году, и направлявшихся с войском в 1000 человек в поход в Заонежье. У Онежского озера они в битве с воеводой Чулковым потеряли убитыми 300 человек и повернули на северо-восток. Пересекли Онегу у Турчасова и пошли по реке Емца на Двину к Холмогорам на соединение с такими же войсками, орудовавшими на реке Вага и др. местах Севера. Шли непроходимыми местами, где меньше всего их ожидали и производили страшное опустошение, сжигая и уничтожая все.  "Черкесы", "воры" как их называли в народе, потерпели поражение под Холмогорами и вновь отступая, разделились на две партии.  Одна повернула на реку Вага, а вторая партия к устью Северной Двины и затем через Заонежье бежали к шведам, но были разбиты в марте 1614 года под олонном.
Сопоставляя эти исторические документы с преданиями, вполне вероятным является появление их в наших краях за время их трехлетнего разбоя в местах, проходящих по описаниям истории вблизи нас.
 
  Труд крестьянина уже в не такое далекое время, время еще наших отцов –  и то был чрезвычайно упорный.  Легким трудом вообще жить было невозможно. Корчевка леса и кустарника – все работы вручную. Все полевые работы выполнялись на лошади и вручную. Машин вообще никаких не было. А появляться простейшие машины стали уже в наше время. Да взять простое дело заготовить на зиму дрова – с ними было дела немало. Ведь и чурки рубились топором. Впервые ручная поперечная пила появилась в наших краях около 1911 – 1914 года. Но и то еще в первый год её эксплуатации смотрели на нее как на диковинку и использовали ее только при раскряжевке леса, а с корня лес срубали еще топором.   Своего хлеба хватало только на осень. Основные продукты добывали охотой и рыбной ловлей, большей своей частью без применения ружей, а строя ловушки, пасти и т. п.   И наша семья, чтобы сберечь семян для посева весной, осенью сразу же после снятия урожая отдавала семена на хранение в склады церкви. Церковь семян не выдавала ни при каких условиях до весны, до начала сева.
Выходная одежда и обувь тщательно хранились. Одевались в большие праздники. И то идя до церкви, например, сапоги несли на плече, лишь при подходе к церкви их обували.  В плохую погоду ни в коем случае нельзя было одевать хорошую одежду. Примером того скажу: мой отец гордился, что ему в жизни удалось сшить себе пальто из материи на вате, и он, проносив его всю жизнь (умер в 90 лет), оставил его в наследство мне.
 
Я лично видел это пальто:  - примечание автора сайта.
Лучковая пила
Лучковая пила, серп, коса-горбуша
    Когда на замену двуручной поперечной пиле появилась лучковая пила (около 1934 - 1936 годов) - это можно было назвать большим прогрессом, так как пилить теперь можно было одному человеку, а не двум. Один человек мог спилить дерево и раскряжевать его. С появлением и распространением лучковой пилы заготовлять дрова, а также лес на строительство стало значительно легче.
Предметы быта крестьянина
Предметы быта крестьянина
Эти фотографии сделаны в музее  Тарасовской школы.
    На вкладках "Разное" , "Старина в фото" и "Смешные фото" есть дополнительные сведения по истории нашего села Тарасово.
© 2011-2017.  Владимир Лопатин.
Копирование и использование материалов данного сайта разрешено только по согласию с автором сайта. При использовании любых материалов сайта ссылка на данный сайт и на автора сайта обязательна.
Владелец оставляет за собой право воспользоваться 146 статьей УК РФ при нарушении авторских и смежных прав.
Листья осенние
Яндекс.Метрика