http://tarasovo.kithost.ru
Село Тарасово
Автор сайта: Владимир Лопатин
Флаг России
О селе Тарасово Плесецкого района Архангельской области

Далекое прошлое

    История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого,  пример и поучение для настоящего,  предостережение для будущего.      (М. Сервантес)
Поречье. На отвозке молока
В Поречье
    Это довольно старое фото сделано в деревне Гора (Поречье) во времена, когда в результате слияния колхозов образовался "совхоз "Петровский".  В Поречье была раньше часовня (которую видно на фотографии), магазин (видно на фото), ферма. Под горой, за часовней протекает река Мехреньга. На другой стороне реки находилась деревня Зарецкая.
Часовня в деревне Гора
Полуразрушенная часовня в деревне Гора.
(Малышев Е.)
    На моей памяти в 1978 году здесь уже все было разрушено (здание магазина еще стояло под крышей), жителей не было. Только один человек жил в деревне Зарецкая всю жизнь, до смерти - Потехин Евгений Петрович, или, как кратко, по доброму его называли - Енька. Никуда не хотел он переезжать.
Деревня Зарецкая в мае 2015 года.
(Малышев Е.)
    Позднее у совхоза "Петровский" (когда директором был Макаров Владимир Семенович), здесь было обустроено очень неплохое летнее отгонное пастбище под названием "Поречье". Были построены досчатые бараки для доярок и пастухов, а также летняя ферма, где производилась дойка коров. Отдельно было помещение для быков.
    До Поречья была построена воздушная линия электропередачи напряжением 6 кВ, к которой была подключена небольшая комплектная трансформаторная подстанция мощностью 40 кВА.  Эта КТП 6/0,4кВ в то время (советский период) была загружена почти на 100 %. 
    Это была не единственная трансформаторная подстанция на фидере "Поречье". Электрическая энергия подавалась и в другие рядом находящиеся населенные пункты, которые перестали существовать еще в советский период, когда люди переезжали ближе к центру.
    По состоянию на 2012 год трансформаторная подстанция в Поречье разрушена и разобрана полностью, опоры линий 6 кВ и 0,4 кВ (все - бетонные) повалены, провода сняты и сданы в пункты приема цветных металлов.
    В настоящее время здесь ничего нет, все разрушено. Правда, есть 2 - 3 дома за рекой - в деревне Зарецкая, которые используются как дачи.
Далее следует выписка из книги  "История нашего села" Лопатина Николая Ивановича.

Из книги
"Север в далеком прошлом"  Архангельского издательства 1947г.

   
Исследования археологических экспедиций, исследования геологов, археологов, этнографов нашли убедительные данные, подтверждающие, что около Каргополя, как и других местах Севера жили люди еще четыре тысячи лет назад.  Они ютились в шалашах, вырытых наполовину в земле и закрытых жердями и слоем дёрна, они уже обрабатывали дерево, кость, камни, и пользовались огнем. Добыты достоверные данные, подтверждающие, что еще первобытный человек жил у берегов Белого моря.

    Летопись и народные предания указывают, что леса
Севера хотя и редко, но были заселены племенами "Чудь""Чудью заволоцкой" новгородцы называли все население заволочья, различное по племенному составу. По-видимому "Чудь" была родственна современному карело-финскому народу, но отличалась от него рядом характерных признаков, прежде всего тем, что у чудских племен земледелие играло более видную роль, чем у карелов, финнов, соами, ненцев.  В пользу этого предположения говорят и названия местностей. По-карельски "Няндома" – богатая земля, Кандалакша – хвост губы, Сума – бедная земля, некоторые местности вообще имеют карельское название: Шуя Карельская и др.

    В 10-11 веках обитатели
Севера жили родовым строем, причем строй находился в стадии разложения, о чем говорит наличие богатой родовой верхушки и массы обедневших сородичей.

    В этот же период на берегах
Белого моря стали появляться руссие. Новгородцы оттеснили древнейших обитателей Севера к западу – на реку Онега и частично к востоку – в сторону Урала.

    Между первыми новгородскими завоевателями и заволочной чудью шла длительная борьба.
"Чудь белоглавая" как её именовали новгородцы, не хотела признавать ни чужой религии, ни тем более – чужой власти над собой. Новгородцы в течение нескольких веков, в которых насильственный кровавый период чередовался  с мирной уступкой, с договором – совершали завоевание Севера.

    И всё же в ряде мест
чудь и новгородцы жили мирно, и чудь усваивала язык, нравы, обычаи и религию новгородцев.

    Жили ли кто-нибудь на территории нашего совхоза в эти годы – исторические документы не говорят об этом. Но уже в перечне местностей
УСТАВА князя Святослава 1137 года видно, что уже в это время существовал путь из Каргополя на Шенкурск…

    Вслед за отрядами новгородских колонизаторов на
Север двинулись монахи. Монахи проникали в глухие леса Севера, захватывали лучшие земли по берегам рек и озёр, и на этих землях основывали свои обители. Монахи приходили нередко в совсем необжитые места, расчищали целину, прокладывали новые пути.
    Во главе монастырей часто стояли энергичные и предприимчивые люди, хотя и отрекшиеся от мира, но находившие большое удовлетворение в борьбе с природой. Эти люди становились руководителями собравшегося братства, и вместе с ним изыскивали возможности и средства для построения и содержания монастырей.

    Если в
11-12 веках колонизация Севера проводилась преимущественно новгородцами, то в 12-14 веках сюда двинулся поток колонизаторов с верхнего Поволжья, что положило начало московской колонизации Севера. Немалое значение в этом переселении играло желание населения Поволжья уйти в места, менее всего досягаемые для татаро-монгольских орд.

    Татаро-монгольские орды совершили первое нашествие  на Русь в
1223 году. От них окончательно освободилось Московское государство только в 1480 году. В этот период велось интенсивное опустошение, разгром и грабежи Руси. Особенно много татарских опустошительных набегов на Русь было в 13 веке. До Новгорода татары не дошли, но новгородское княжество было обложено татарами данью.
    Царь
Иван-III (его правление было с 1462 по 1506 год) окончательно сломил сопротивление бояр Новгорода московскому государству, отобрал у них земли в собственность государственной казны.  Вся земля стала считаться как бы данной в надел крестьянину государем.

    Вырубая дремучие леса, и сжигая их, русские поселенцы неустанным, упорным трудом создавали на расчищенных местах лесные поляны – "подсеки" и "починки", где сеяли несколько лет подряд лён, рожь, ячмень, горох, овёс.  Затем бросали участок под выпас скота и разрабатывали новый участок, вновь вырубая дремучие леса.  Имя первого поселенца нередко становилось и названием деревни.

    Крестьяне ютились в курных избах, топившихся
по-чёрному. В единственной горнице располагались простые столы, лавки наглухо прикреплялись к стенам. Свет проходил в избу сквозь маленькие оконца, затянутые рыбьим пузырём или куском пропитанного промасленного холста. Вечерами для освещения жгли лучину. Зимой вся семья обычно спала на печи. Одежду крестьяне изготовляли сами. Для лета – из самотканого холста,  для зимы – из овчин. На ногах носили лапти из бересты, а зимой – валенки. Посуда чаще всего была деревянной и глиняной.

    Жители села собирались на сходы для обсуждения насущных вопросов. Каждый двор представлял
глава дома. "Мир" избирал волосного старосту, земский суд, и "добрых людей". Эти "добрые люди" были обязаны присутствовать при разных сделках. Каждый житель волости с большим почтением относился к решениям, принятым "всем миром", ибо в их глазах это являлось самой авторитетной властью на селе. Мир защищал своих членов не только от злодеев и недругов со стороны, но и от тех своих сочленов, которые ставили свои интересы выше общественных. Таких людей объявляли миропродавцами, или "мирскими съедниками".
    С
16 века государство стало приспосабливать эти выборные органы для своих интересов. На крестьянский мир были возложены развёрстка и сбор податей и повинностей, а затем после были внесены и многие другие изменения.

    Юридически вся земля на
Севере была собственностью государя, а на деле ею распоряжался на правах постоянного владыки тот, кто ее возделал, или тот, кто ее купил.
    Государство взимало подати согласно
писченых книг, составляемых не ежегодно, а через длительные промежутки времени. В случае большого сокращения общины, оставшаяся часть ее обязана была платить за них подати, что было не в интересах общины. Поэтому крестьянин мог уйти из общины только в случае, если находил на своё место "жильца", согласившегося принять на себя все обязанности члена данной общины и связанные с этим обязанности повинностей. Крестьянин, несший податное тягло и ушедший без согласия общины, считался беглым, и мог быть возвращен на старое место жительства насильно.

    Но и в дремучих леса
Севера населению не было спокойствия от завоевателей и любителей разбоя.
    Ради торговли и разбоя на
Север совершали грабительские набеги норвежцы в 870-890 годах и 11 столетии. В 920 году норвежец Эрих Красная Сорока в своих сагах рассказывал, что он с отрядом во время своего похода истребил много людей, опустошил страну, захватил несметные богатства.
Особенно разрушительными и опустошительными стали набеги шведов, норвежцев и финнов,  когда стало укрепляться Новгородское княжество, а затем Московское государство.  Крупные набеги были совершены в
1419 году, 1580 году, 1590 году, 1592 году. Цель набегов была не только в грабежах, а и в том, чтобы ослабить Русь, подчинить Север под свою власть. Наказ шведского короля своему войску был таков: жечь, рубить, грабить, убивать как можно больше.

    "Всё предавалось огню и мечу, всё было разграблено.  Дворы и хлеб, соляные варницы и рыбные ловли и лошадей и всякий скот и сена пожали и повоевали и людей многих побили, а иных в полон поймали.  А некоторые остались и те люди от голоду разбрелись розно…"

    Особенно трудными для Руси были
1601-1603 годы.  Был великий голод. Голодавшее население питалось травой, берёзовой корой…. Вымирали целые деревни.
    Даже в Москве на улицах лежали неубранные трупы людей.
    В
1611 году зимой шведские войска вторглись в Заонежье.
Кроме шведов в
1613-1614 годах пришлось отражать нападение поляков и литовцев. Они, разбитые под Москвой, и отрезанные от Польши и Литвы устремились под командой пана Литовского на Север. Из Вологодского уезда пошли литовцы в поморские земли, воевали на Ваге, устюжских, тотемских землях, по реке Емца двигались к Двинским местам. Шли местами непроходимыми и производили страшное опустошение. "Черкесы", как их прозвали северяне, сжигали все селения.
    После поражения под
Холмогорами вновь растеклись они по Заонежью и по реке Ваге.
    Только на одной
Онеге было обнаружено в это время 2325 трупов жителей. Кроме того, при колонизации Севера Москвой, там, где жители Севера принимали власть Москвы, новгородцы карали за измену жестоко и кроваво.
    Высшей формой борьбы на
Севере было партизанское движение жителей.
Труд крестьян
Труд крестьян
    На странице "Старина в фото" можно посмотреть фотографии, сделанные в селе Тарасово в прошлом веке, а также современные фотографии старинных вещей, предметов, находящихся в селе Тарасово.
© 2011-2017.  Владимир Лопатин.
Копирование и использование материалов данного сайта разрешено только по согласию с автором сайта. При использовании любых материалов сайта ссылка на данный сайт и на автора сайта обязательна.
Владелец оставляет за собой право воспользоваться 146 статьей УК РФ при нарушении авторских и смежных прав.
Листья осенние
Яндекс.Метрика